Введение
В связи с бурным развитием технологий программирования, все больше людей
сталкиваются с проблемой наращивания возможностей своих программ. Данная статья
посвящена именно этому вопросу, а именно - программирование DLL в Borland
Delphi. Кроме того, так как мы затронем вопросы по использованию библиотек DLL,
то попутно коснемся импортирования функций из чужих DLL (в том числе и
системных, т.е. WinAPI).
Области применения DLL
Итак, зачем же нужны библиотеки DLL и где они используются?.. Перечислим лишь
некоторые из областей их применения:
- Отдельные библиотеки
- Содержат полезные для программистов дополнительные функции. Например,
функции для работы со строками, или же - сложные библиотеки для преобразования
изображений.
- Хранилища ресурсов
- В DLL можно хранить не только программы и функции, но и всевозможные ресурсы
- иконки, рисунки, строковые массивы, меню, и т.д.
- Библиотеки поддержки
- В качестве примера можно привести библиотеки таких известных пакетов, как:
DirectX, ICQAPI (API для ICQ), OpenGL и т.д.
- Части программы
- Например, в DLL можно хранить окна программы (формы), и т.п.
- Плагины (Plugins)
- Вот где настоящий простор для мыслей программиста! Плагины - дополнения к
программе, расширяющие ее возможности. Например, в этой статье мы рассмотрим
теорию создания плагина для собственной программы.
- Разделяемый ресурс
- DLL (Dynamic Link Library) может быть использована сразу несколькими
программами или процессами (т.н. sharing - разделяемый ресурс)
Краткое описание функций и приемов для работы с DLL
Итак, какие же приемы и функции необходимо использовать, чтобы работать с
DLL? Разберем два метода импортирования функций из библиотеки:
1 способ. Привязка DLL к программе.
Это наиболее простой и легкий метод для использования функций, импортируемых
из DLL. Однако (и на это следует обратить внимание) этот способ имеет очень
весомый недостаток - если библиотека, которую использует программа, не будет
найдена, то программа просто не запустится, выдавая ошибку и сообщая о том, что
ресурс DLL не найден. А поиск библиотеки будет вестись: в текущем каталоге, в
каталоге программы, в каталоге WINDOWS\SYSTEM, и т.д. Итак, для начала - общая
форма этого приема:
implementation ...
function FunctionName(Par1: Par1Type; Par2: Par2Type; ...): ReturnType; stdcall; external 'DLLNAME.DLL' name 'FunctionName' index FuncIndex;
// или (если не функция, а процедура):
procedure ProcedureName(Par1: Par1Type; Par2: Par2Type; ...); stdcall; external 'DLLNAME.DLL' name 'ProcedureName' index ProcIndex;
|
Здесь:
- FunctionName (либо ProcedureName)
- имя функции (или процедуры), которое будет использоваться в Вашей программе;
- Par1, Par2, ...
- имена параметров функции или процедуры;
- Par1Type, Par2Type, ...
- типы параметров функции или процедуры (например, Integer);
- ReturnType
- тип возвращаемого значения (только для функции);
- stdcall
- директива, которая должна точно совпадать с используемой в самой DLL;
- external 'DLLNAME.DLL'
- директива, указывающая имя внешней DLL, из которой будет импортирована
данная функция или процедура (в данном случае - DLLNAME.DLL);
- name 'FunctionName' ('ProcedureName')
- директива, указывающая точное имя функции в самой DLL. Это необязательная
директива, которая позволяет использовать в программе функцию, имеющую название,
отличное от истинного (которое она имеет в библиотеке);
- index FunctionIndex (ProcedureIndex)
- директива, указывающая порядковый номер функции или процедуры в DLL. Это
также необязательная директива.
2 способ. Динамическая загрузка DLL
Это гораздо более сложный, но и более элегантный метод. Он лишен недостатка
первого метода. Единственное, что неприятно - объем кода, необходимого для
осуществления этого приема, причем сложность в том, что функция, импортируемая
из DLL достуна лишь тогда, когда эта DLL загружена и находится в памяти... С
примером можно ознакомиться ниже, а пока - краткое описание используемых этим
методом функций WinAPI:
- LoadLibrary(LibFileName: PChar)
- загрузка указанной библиотеки LibFileName в память. При успешном завершении
функция возвращает дескриптор (THandle) DLL в памяти.
- GetProcAddress(Module: THandle; ProcName: PChar)
- считывает адpес экспоpтиpованной библиотечной функции. При успешном
завершении функция возвращает дескриптор (TFarProc) функции в загруженной DLL.
- FreeLibrary(LibModule: THandle)
- делает недействительным LibModule и освобождает связанную с ним память.
Следует заметить, что после вызова этой процедуры функции данной библиотеки
больше недоступны.
Практика и примеры
Ну а теперь пора привести пару примеров использования вышеперечисленных
методов и приемов:
Пример 1. Привязка DLL к программе
{... Здесь идет заголовок файла и определение формы TForm1 и ее экземпляра Form1}
implementation
{Определяем внешнюю библиотечную функцию}
function GetSimpleText(LangRus: Boolean): PChar; stdcall; external 'MYDLL.DLL';
procedure Button1Click(Sender: TObject); begin {И используем ее} ShowMessage(StrPas(GetSimpleText(True))); ShowMessage(StrPas(GetSimpleText(False))); {ShowMessage - показывает диалоговое окно с указанной надписью; StrPas - преобразует строку PChar в string} end;
|
Теперь то же самое, но вторым способом - с динамической загрузкой:
Пример 2. Динамическая загрузка DLL
{... Здесь идет заголовок файла и определение формы TForm1 и ее экземпляра Form1}
var Form1: TForm1; GetSimpleText: function(LangRus: Boolean): PChar; LibHandle: THandle;
procedure Button1Click(Sender: TObject); begin {"Чистим" адрес функции от "грязи"} @GetSimpleText := nil; {Пытаемся загрузить библиотеку} LibHandle := LoadLibrary('MYDLL.DLL'); {Если все OK} if LibHandle >= 32 then begin {...то пытаемся получить адрес функции в библиотеке} @GetSimpleText := GetProcAddress(LibHandle,'GetSimpleText'); {Если и здесь все OK} if @GetSimpleText <> nil then {...то вызываем эту функцию и показываем результат} ShowMessage(StrPas(GetSimpleText(True))); end; {И не забываем освободить память и выгрузить DLL} FreeLibrary(LibHandle); end;
|
Примечание:
Следует воздерживаться от использования типа string в библиотечных
функциях, т.к. при его использовании существуют проблемы с "разделением памяти".
Подробней об этом можно прочитать (правда, на английском) в тексте пустого
проекта DLL, который создает Delphi (File -> New -> DLL). Так что лучше
используйте PChar, а затем при необходимости конвертируйте его в string функцией
StrPas.
Ну а теперь разберем непосредственно саму библиотеку DLL:
Пример 3. Исходник проекта MYDLL.DPR
library mydll;
uses SysUtils, Classes;
{Определяем функцию как stdcall} function GetSimpleText(LangRus: Boolean): PChar; stdcall; begin {В зависимости от LangRus возвращаем русскую (True) либо английскую (False) фразу} if LangRus then Result := PChar('Здравствуй, мир!') else Result := PChar('Hello, world!'); end;
{Директива exports указывает, какие функции будут экспортированы этой DLL} exports GetSimpleText;
begin end.
|
Размещение в DLL ресурсов и форм
В DLL можно размещать не только функции, но и курсоры, рисунки, иконки, меню,
текстовые строки. На этом мы останавливаться не будем. Замечу лишь, что для
загрузки ресурса нужно загрузить DLL, а затем, получив ее дескриптор, -
загружать сам ресурс соотвествующей функцией (LoadIcon, LoadCursor, и т.д.). В
этом разделе мы лишь немного затронем размещение в библиотеках DLL окон
приложения (т.е. форм в Дельфи).
Для этого нужно создать новую DLL и добавить в нее новую форму (File ->
New -> DLL, а затем - File -> New Form). Далее, если форма представляет
собой диалоговое окно (модальную форму (bsDialog)), то добавляем в DLL следующую
функцию (допустим, форма называется Form1, а ее класс - TForm1):
Пример 4. Размещение формы в DLL
function ShowMyDialog(Msg: PChar): Boolean; stdcall;
... exports ShowMyDialog;
function ShowMyDialog(Msg: PChar): Boolean; begin {Создаем экземпляр Form1 формы TForm1} Form1 := TForm1.Create(Application); {В Label1 выводим Msg} Form1.Label1.Caption := StrPas(Msg); {Возвращаем True только если нажата OK (ModalResult = mrOk)} Result := (Form1.ShowModal = mrOk); {Освобождаем память} Form1.Free; end;
|
Если же нужно разместить в DLL немодальную форму, то необходимо сделать две
функции - открытия и закрытия формы. При этом нужно заставить DLL запомнить
дескриптор этой формы.
Создание плагинов
Здесь мы не будем подробно рассматривать плагины, т.к. уже приведенные выше
примеры помогут Вам легко разобраться в львиной части программирования DLL.
Напомню лишь, что плагин - дополнение к программе, расширяющее ее возможности.
При этом сама программа обязательно должна предусматривать наличие таких
дополнений и позволять им выполнять свое предназначение.
Т.е., например, чтобы создать плагин к графическому редактору, который бы
выполнял преобразование изображений, Вам нужно предусмотреть как минимум две
функции в плагине (и, соответственно, вызвать эти функции в программе) -
функция, которая бы возвращала имя плагина (и/или его тип), чтобы добавить этот
плагин в меню (или в тулбар), плюс главная функция - передачи и приема
изображения. Т.е. сначала программа ищет плагины, потом для каждого найденного
вызывает его опозновательную функцию со строго определенным именем (например,
GetPluginName) и добавляет нужный пункт в меню, затем, если пользователь выбрал
этот пункт - вызывает вторую функцию, которой передает входное изображение (либо
имя файла, содержащего это изображение), а эта функция, в свою очередь,
обрабатывает изображение и возвращает его в новом виде (или имя файла с новым
изображением). Вот и вся сущность плагина... :-)
Эпилог
В этой статье отображены основные стороны использования и создания библиотек
DLL в Borland Delphi. Если у Вас есть вопросы - скидывайте их мне на E-mail: snick@mailru.com
|